Леонардо да Винчи "Изабелла д'Эсте"
эскиз к неосуществленному портрету
бумага/пастель, 63*46, 1500 г.
Техника пастели гораздо младше акварели и масляной живописи. Первые пастели были созданы в XV веке – именно тогда художники Северной Италии начали делать рисунки прессованными мелками. Как и акварель, изначально пастель имела ограниченную палитру натуральных оттенков и использовалась как вспомогательная техника для быстрых набросков и эскизов к будущим картинам. В этом качестве ее ценили Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Ганс Гольбейн-младший и многие другие мастера Ренессанса.
Франсуа Буше "Мадам де Помпадур"
37*28, 1754 г.
Самостоятельным медиумом пастель стала через два столетия, когда в XVIII веке расцвел жанр портрета. В Англии и Франции эпохи рококо вошли в моду портреты, нарисованные пастелью и расцвеченные гуашью. Однако в результате Французской Революции пастель потеряла свою популярность, поскольку прочно ассоциировалась с Ancien Régime – социально-экономическим порядком, существовавшим по Франции до начала Революции.
Эдгар Дега "Прима (Розита Маури)"
бумага/пастель, 58*42, 1877 г.
Следующий взлёт пастели пришелся на вторую половину XIX века – импрессионисты, пытающиеся поймать мимолетное впечатление, оценили гибкость пастельной техники и скорость работы, которую она давала. Одним из самых известных приверженцев пастели был Эдгар Дега – он часто использовал ее в своих закулисных зарисовках, создавал масштабные картины, на которые не решались другие художники, и экспериментировал с техниками, пытаясь добиться еще более плавных цветовых переходов.
Пастель бывает сухая, масляная и восковая. Как и акварель, пастель требует специальной шероховатой бумаги, способной удержать мягкий сыпучий пигмент и бережного хранения. Для лучшей сохранности произведения художник может обработать его фиксирующим аэрозолем, однако многие предпочитают не использовать фиксатор, так как он скрадывает тона и нежную текстуру пастели.