Высокая печать является самым древним семейством печатных техник. Первые ксилографии, – гравюры на дереве, - появились в Древнем Китае. Древнейшие образцы ксилографии представляют собой печать на шелке, дошедшую до нас со времен империи Хань, существовавшей с II века до н.э. по III век н. э.
Именно с помощью ксилографии в Китае и Корее начали создаваться печатные книги за полтысячелетия до изобретения книгопечатания в Европе. В Японию ксилография пришла вместе с буддизмом и религиозными книгами, а в эпоху Эдо получила развитие гравюра в жанре укиё-э, в последствии ставшая одним из самых узнаваемых символов Японии.
Аника-воин и смерть. Лубок. XVII век
Из-за доступности и простоты исполнения, ксилография стала использоваться для создания игральных карт, «Библии бедных» и лубочных картинок. В конце XIX века по схожей технологии стали создаваться линогравюры – произведения печатной графики, в которой в роли основы для матрицы выступает отрез изобретенного в 1863 году линолеума. Кроме ксилографии и линогравюры существует множество других техник высокой печати, например, техники, в которых художник или печатник выбивает изображение на металлической пластине.
Матрица, с которой отпечатывался
защитный амулет с мантрами и благими символами.
Изготовлена бурятским мастером в XIX веке.
Матрица, подготовленная для высокой печати, представляет собой рельеф, на внешнюю часть которого и наносится краска. Области, которые не должны быть отпечатаны, вырезаются, вытравливаются или удаляются иным образом. В ряде техник рельеф создается не удалением пробельных областей, а наслаиванием самого рельефа. Например, так создается матрица для гравюры на картоне или изобретенной в 1955 году коллаграфии – она представляет собой коллаж из разнообразных материалов, наклеенных на основу.
Коллаграфия Глена Альпса, изобретателя этой техники.
Высокая печать предполагает работу с крупными пятнами и силуэтами, хотя некоторые техники, например, подразумевающие использование металлических матриц, позволяют создавать более детализированные изображения.