



















Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего (Горький М.)
В 2025 году «Мансарда художников» знакомит своих зрителей с современной живописью через призму истории. В этом цикле подборок мы решили проследить, как опыт прошлого влияет и вдохновляет художников сегодня.
Понятие «античное искусство» впервые появилось в XV веке в Италии, когда европейские мыслители и художники эпохи Возрождения обратились к наследию древних цивилизаций. Это понятие охватывает период с начала I тысячелетия до н. э. по V век н. э. и включает в себя культуру Древней Греции и Древнего Рима.
Одним из величайших достижений античной архитектуры стало создание ордерной системы. В Древней Греции были разработаны три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический ордер, представленный в Парфеноне, отличается строгостью и монументальностью. Ионический ордер, как в храме Ники Аптерос, более изящен и декоративен. Коринфский ордер, использованный в Олимпейоне в Афинах, характеризуется сложными капителями с растительными мотивами. Эти архитектурные шедевры до сих пор восхищают своей гармонией и совершенством.
Скульптура занимала центральное место в древнегреческом искусстве. Главной её формой была статуя, изображающая человека или бога. Античные мастера стремились к идеализации образов и поражали зрителя гармонией пропорций, лёгкостью и точностью передачи человеческого тела.
В Древнем Риме искусство достигло новых высот. Римляне переняли многие достижения греков, но привнесли в них свои особенности. Особого внимания заслуживает римская скульптура, особенно портреты I–III веков н. э. Римские мастера создавали реалистичные изображения, передавая не только внешние черты, но и внутренний мир человека, его эмоции и характер. Эти произведения стали вершиной античного реализма.
К сожалению, многие оригиналы античной живописи не сохранились до наших дней, и мы можем судить об этом искусстве в основном по сохранившимся фрескам и вазам. Тем не менее, влияние античной живописи продолжает ощущаться в искусстве всех последующих эпох, от Возрождения до современности.