Николаенко О.В.
"Ромашка"
В галерее «Мансарда художников» представлено около 200 работ Олега Николаенко. Несмотря на жанровое разнообразие (портреты, натюрморты, пейзажи), работы Николаенко невозможно спутать с произведениями других авторов. Художественный язык этого автора отличается лаконичностью и почти аскетичной строгостью.
Каждая работа заключает в себе принципы изобразительной системы, которая формировалась художником не одно десятилетие. Привычное жанровое разделение картин на портрет, натюрморт, пейзаж в случае с работами Николаенко крайне условно. Работы подвергаются упорядочиванию при разделении не по жанру, а по категориям: звери, женщины, цветы, предметы.
В работах, где изображены неодушевлённые предметы, знакомый объект оказывается изъят из привычной среды бытования. Помещённый в безвоздушную обезличенную среду, такой предмет больше не имеет функции. Груша, ваза, морская раковина на картинах Николаенко становятся «вещью в себе», собирательным образом всех объектов с тем же названием. В этом ключе, пространство работ Олега Николаенко проявляет связь с полотнами, созданными внутри традиции метафизической живописи. Начатая Джорджо де Кирико линия метафизической живописи, получила продолжение в творчестве Джорджо Моранди и далее у обширной группы художников первой волны ленинградского андеграунда.
Фон и предметы на картинах Николаенко заключены в жёсткие контуры. Строгость и лаконичность произведений также усиливается цветовыми решениями. Чаще всего художником используются сдержанные «разбавленные» цвета. В случае, когда в качестве фона выступает яркий активный цвет, цвета объектов нейтральны. В ранних работах Николаенко часто изымает категорию цвета полностью, акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений между пространством и формой. Так или иначе, во всех работах художника изображённые объекты не вступают в конфронтацию с фоном, а является частью среды в которую помещены.
В подходе к наименованию работ лежит тот же принцип, что и в их создании. «Сосуд и раковина», «Ваза и плоды», «Рыба» - здесь нет места изобильности или зауми. Вещь говорит сама за себя, утверждая неисчерпаемость формы и пространственно-формальных вариаций.
Претро А.Г.
"Танцовщица"
Силуэты из бумаги - увлекательнейшее занятие. "Рисование" острыми ножницами. Ни стереть, ни закрасить - резать на выдохе быстро и точно. Силуэт всегда лаконичен. Он богат и выразителен, запоминаем. Обладает портретным сходством шаржа. Минималистичен. Неповторим! Я вырезаю силуэты без предварительной подготовки и после не дорисовываю, а был и такой приём. Как спелось. Только бумага и ножницы. Ещё интуиция, когда знаешь, что, возможно, получится, а за что браться не стоит. Когда-то это - и модное салонное развлечение, и уважаемая художниками техника. Хорошо оформленный силуэт - отличный акцент интерьера. Среди живописи он как аромат кофейного зерна в парфюмерном магазине. Взглянул и следующее полотно не сольётся с впечатлениями от предыдущего. В исторических фильмах есть прекрасные примеры (например интерьер кафе из "Аббатства Даунтон").
Драницин М.С.
"Улов"
"Здесь изображён результат одного утреннего похода на ближайший пруд во
время летнего отпуска 2018 года, ничем не примечательный, совершенно обычный
при слабом клёве в жару - какое-то количество окуней и карасик из пакета
высыпаны в раковину, рыбу требуется помыть и либо заморозить до лучших времён
(а чем ещё заниматься в деревне в июле? В лесу сушь, грибы будут позже, с
большой долей вероятности что-то наловлю ещё вечером или завтра), либо всё-таки
сварить уху в маленькой кастрюле. И в какую-то секунду эти рыбы в раковине
композиционно и ритмически образовали уравновешенную композицию, которая в
следующий момент распалась. Но у меня в руке был телефон, я успел сделать кадр
и запомнить пластическую идею, для которой он может потребоваться. Подобными
снимками забит любой смартфон к концу лета, так же и мой - позже почти всё
безжалостно удаляется. Я наткнулся на этот снимок уже зимой, в городской
мастерской, когда искал тему под стандартный формат холста (70 х 90см.), и чётко
вспомнил металлическую раковину в деревенском доме и сливающуюся с ней
металлическую рыбу, когда косой свет из окна выхватывает детали из общей
металлической массы: плавники, чешую, глаза, жабры, решётку сливного отверстия,
общий водоворот при отсутствии воды, концентрические круги композиции, так что нарисовал я её довольно
быстро. Конечно, в процессе работы развивались дополнительные смыслы, но мне не
хотелось бы навязывать свою трактовку зрителю, в работе я уже высказался вполне
определённо.
Основа классическая, холст/масло. Однако, в процессе добавлялись
графические элементы. Для этого использовался строительный чёрный карандаш,
часто по контрасту к большим однотонным массам - они дополнительно обобщались с
помощью плоского мастихина. Цветовые акценты добавлялись при помощи Oil StickSENNELIER - масляной краски в форме пастели.
Мне кажется, картина может быть размещена либо в тематически
предсказуемом месте, на кухне, либо в неожиданном месте, например напротив
входной двери. Мне ближе второй вариант, в нём есть определённое изящество.
Стиль всё-таки экспрессионизм, но "Cold", холодный. Более
рассудочный чем в традиционной трактовке.
Заимствования у других авторов если и используются, то в качестве антитезы - это изначально должен быть точно не Франс Снейдерс, с его фламандским изобилием. Эстетически и стилистически мне гораздо ближе Хаим Сутин, в частности его рыбы, но я ориентировался скорее на фотографию в своём телефоне и на общую композиционную идею, при этом оставляющую пространство для вариаций, чем на каких-то конкретных авторов и тем более, на конкретные произведения."
Драницин М.С.