Николаенко О.В.
"Набросок 18"
В галерее «Мансарда художников» представлено около 200 работ Олега Николаенко. Несмотря на жанровое разнообразие (портреты, натюрморты, пейзажи), работы Николаенко невозможно спутать с произведениями других авторов. Художественный язык этого автора отличается лаконичностью и почти аскетичной строгостью.
Каждая работа заключает в себе принципы изобразительной системы, которая формировалась художником не одно десятилетие. Привычное жанровое разделение картин на портрет, натюрморт, пейзаж в случае с работами Николаенко крайне условно. Работы подвергаются упорядочиванию при разделении не по жанру, а по категориям: звери, женщины, цветы, предметы.
В работах, где изображены неодушевлённые предметы, знакомый объект оказывается изъят из привычной среды бытования. Помещённый в безвоздушную обезличенную среду, такой предмет больше не имеет функции. Груша, ваза, морская раковина на картинах Николаенко становятся «вещью в себе», собирательным образом всех объектов с тем же названием. В этом ключе, пространство работ Олега Николаенко проявляет связь с полотнами, созданными внутри традиции метафизической живописи. Начатая Джорджо де Кирико линия метафизической живописи, получила продолжение в творчестве Джорджо Моранди и далее у обширной группы художников первой волны ленинградского андеграунда.
Фон и предметы на картинах Николаенко заключены в жёсткие контуры. Строгость и лаконичность произведений также усиливается цветовыми решениями. Чаще всего художником используются сдержанные «разбавленные» цвета. В случае, когда в качестве фона выступает яркий активный цвет, цвета объектов нейтральны. В ранних работах Николаенко часто изымает категорию цвета полностью, акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений между пространством и формой. Так или иначе, во всех работах художника изображённые объекты не вступают в конфронтацию с фоном, а является частью среды в которую помещены.
В подходе к наименованию работ лежит тот же принцип, что и в их создании. «Сосуд и раковина», «Ваза и плоды», «Рыба» - здесь нет места изобильности или зауми. Вещь говорит сама за себя, утверждая неисчерпаемость формы и пространственно-формальных вариаций.
Котунов Д. Ю.
"Демидов мост"
Это необычное место в Петербурге
находится возле Сенной площади. Наш город славится прямыми углами и правильной
перспективой, и лишь несколько зданий в городе выступают на перекрестки острыми
углами, как кусок пирога. Среди них знаменитый дом на Пяти углах, здание
факультета дизайна Академии Штиглица на улице Чайковского, Дом-утюг на Фонтанке
и, конечно, дом на пересечении канала Грибоедова и переулка Гривцова. Именно
это место изображено на картине. Мало того, что дом не следует петербургским
традициям, мост тоже построен под острым углом к каналу Грибоедова. Все это и
привлекает внимание художника.
На картине «Демидов мост» изображена
летняя петербургская белая ночь. В это время, как правило, нет резких теней.
Город окутывает мягкий равномерный свет и только облака над горизонтом начинают
пропускать солнечные лучи. На улицах нет ни людей, ни машин.
Картина
написана мастихином в традиционной для автора манере.
Кипарисов Л.Г.
"Игра в мяч"
Картина “Игра в мяч”
художника Кипарисова Л.Г. выполнена в крайне необычной стилистике. Перед
зрителем словно предстает фрагмент древнегреческой фрески, которая обветшала
из-за времени, но основной сюжет тем не менее сохранился и легко узнаваем —
игра в мяч.
К древнегреческой манере вазописи отсылает и орнамент внизу произведения, и
композиция из фигур людей. Последнее художник решил крайне необычно, придав
телам объем, а не оставил их плоскими. В таком приеме можно увидеть отсылки к
работам народного художника СССР А.А.Дайнеко.
Смело соединив два направления в живописи, Кипарисов создал уникальное
произведение. Оно станет великолепным подарком для ценителей живописи и
поклонников классических сюжетов. Спокойное цветовое решение картины легко
впишется практически в любой интерьер.