Кипарисов Л.Г.
"Путешествие в Арзрум. Конная атака"
"Картина посвящена одному из самых чудесных прозаических
произведений Пушкина - описанию его путешествия в действующую армию во время
русско-турецкой войны 1829-1830 годов. Пушкину даже удалось поучаствовать в
конной атаке в составе Литовского уланского полка.
“...Турки
зашевелились за своими завалами, приняли нас пушечными выстрелами и вскоре
начали отступать. Конница наша была впереди; мы стали спускаться в овраг; земля
обрывалась и сыпалась под конскими ногами. Поминутно лошадь моя могла упасть, и
тогда сводный уланский полк переехал бы через меня. Однако Бог вынес. Едва
выбрались мы на широкую дорогу, идущую горами, как вся наша конница поскакала
во весь опор. Турки бежали; казаки стегали нагайками пушки, брошенные на
дороге, и неслись мимо. Турки бросились в овраги, находящиеся по обеим сторонам
дороги; они уже не стреляли; по крайней мере ни одна пуля не просвистела мимо
моих ушей. Первые в преследовании были наши татарские полки, коих лошади
отличаются быстротою и силою. Лошадь моя, закусив повода, от них не отставала;
я насилу мог ее сдержать...”
Этот эпизод и стал сюжетом картины. Военная форма
всадников - действительно соответствует исторической форме Литовских улан.
Интересно, что Пушкин называет этих улан "нашими татарскими полками".
Я разобрался в вопросе. Действительно, в стародавние времена некоторая часть
татар переселилась на территорию Литвы и осела там, вот эти татары и образовали
личный состав Литовского полка."
Кипарисов Л.Г.
Николаенко О.В.
"Цветы (синий букет)"
В галерее «Мансарда художников» представлено около 200 работ Олега Николаенко. Несмотря на жанровое разнообразие (портреты, натюрморты, пейзажи), работы Николаенко невозможно спутать с произведениями других авторов. Художественный язык этого автора отличается лаконичностью и почти аскетичной строгостью.
Каждая работа заключает в себе принципы изобразительной системы, которая формировалась художником не одно десятилетие. Привычное жанровое разделение картин на портрет, натюрморт, пейзаж в случае с работами Николаенко крайне условно. Работы подвергаются упорядочиванию при разделении не по жанру, а по категориям: звери, женщины, цветы, предметы.
В работах, где изображены неодушевлённые предметы, знакомый объект оказывается изъят из привычной среды бытования. Помещённый в безвоздушную обезличенную среду, такой предмет больше не имеет функции. Груша, ваза, морская раковина на картинах Николаенко становятся «вещью в себе», собирательным образом всех объектов с тем же названием. В этом ключе, пространство работ Олега Николаенко проявляет связь с полотнами, созданными внутри традиции метафизической живописи. Начатая Джорджо де Кирико линия метафизической живописи, получила продолжение в творчестве Джорджо Моранди и далее у обширной группы художников первой волны ленинградского андеграунда.
Фон и предметы на картинах Николаенко заключены в жёсткие контуры. Строгость и лаконичность произведений также усиливается цветовыми решениями. Чаще всего художником используются сдержанные «разбавленные» цвета. В случае, когда в качестве фона выступает яркий активный цвет, цвета объектов нейтральны. В ранних работах Николаенко часто изымает категорию цвета полностью, акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений между пространством и формой. Так или иначе, во всех работах художника изображённые объекты не вступают в конфронтацию с фоном, а является частью среды в которую помещены.
В подходе к наименованию работ лежит тот же принцип, что и в их создании. «Сосуд и раковина», «Ваза и плоды», «Рыба» - здесь нет места изобильности или зауми. Вещь говорит сама за себя, утверждая неисчерпаемость формы и пространственно-формальных вариаций.