Николаенко О.В.
"Предметы (Чашка и кофейник)"
В галерее «Мансарда художников» представлено около 200 работ Олега Николаенко. Несмотря на жанровое разнообразие (портреты, натюрморты, пейзажи), работы Николаенко невозможно спутать с произведениями других авторов. Художественный язык этого автора отличается лаконичностью и почти аскетичной строгостью.
Каждая работа заключает в себе принципы изобразительной системы, которая формировалась художником не одно десятилетие. Привычное жанровое разделение картин на портрет, натюрморт, пейзаж в случае с работами Николаенко крайне условно. Работы подвергаются упорядочиванию при разделении не по жанру, а по категориям: звери, женщины, цветы, предметы.
В работах, где изображены неодушевлённые предметы, знакомый объект оказывается изъят из привычной среды бытования. Помещённый в безвоздушную обезличенную среду, такой предмет больше не имеет функции. Груша, ваза, морская раковина на картинах Николаенко становятся «вещью в себе», собирательным образом всех объектов с тем же названием. В этом ключе, пространство работ Олега Николаенко проявляет связь с полотнами, созданными внутри традиции метафизической живописи. Начатая Джорджо де Кирико линия метафизической живописи, получила продолжение в творчестве Джорджо Моранди и далее у обширной группы художников первой волны ленинградского андеграунда.
Фон и предметы на картинах Николаенко заключены в жёсткие контуры. Строгость и лаконичность произведений также усиливается цветовыми решениями. Чаще всего художником используются сдержанные «разбавленные» цвета. В случае, когда в качестве фона выступает яркий активный цвет, цвета объектов нейтральны. В ранних работах Николаенко часто изымает категорию цвета полностью, акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений между пространством и формой. Так или иначе, во всех работах художника изображённые объекты не вступают в конфронтацию с фоном, а является частью среды в которую помещены.
В подходе к наименованию работ лежит тот же принцип, что и в их создании. «Сосуд и раковина», «Ваза и плоды», «Рыба» - здесь нет места изобильности или зауми. Вещь говорит сама за себя, утверждая неисчерпаемость формы и пространственно-формальных вариаций.
Кесаева С.Н.
"Хранитель города"
По словам автора, работа написана под впечатлением от любимого
города Санкт-Петербурга в 2016 году.
"Мне очень нравится работать самыми разными материалами, поэтому эту работу я решила сделать темперой по холсту. Декоративный прием в живописи мне очень импонирует и я стараюсь применять его в своем творчестве.
В работе "Хранитель города» хотела передать образ
ангела, который сохраняет наш город уже не первое столетие."
Кесаева С.
Овчинников Ю. Ю.
"Зима на берегу Бирюсы"
На картине изображен
берег сибирской реки Бирюсы. Летом в этом месте работает паромная переправа, а зимой
переправа по льду. Рядом на берегу несколько домов в окружении прибрежных
зарослей, из печных труб дым уходит вверх.
Приходилось много раз ездить по этим местам. Оттого так хорошо запомнился крепкий мороз в ясную солнечную погоду, деревянные дома, дороги, проложенные по снегу, покрытые инеем и снегом ветки деревьев.
Картина написана по воспоминаниям художника, в технике масляной живописи на холсте.