Николаенко О.В.
"Предметы (Ваза и раковина)"
В галерее «Мансарда художников» представлено около 200 работ Олега Николаенко. Несмотря на жанровое разнообразие (портреты, натюрморты, пейзажи), работы Николаенко невозможно спутать с произведениями других авторов. Художественный язык этого автора отличается лаконичностью и почти аскетичной строгостью.
Каждая работа заключает в себе принципы изобразительной системы, которая формировалась художником не одно десятилетие. Привычное жанровое разделение картин на портрет, натюрморт, пейзаж в случае с работами Николаенко крайне условно. Работы подвергаются упорядочиванию при разделении не по жанру, а по категориям: звери, женщины, цветы, предметы.
В работах, где изображены неодушевлённые предметы, знакомый объект оказывается изъят из привычной среды бытования. Помещённый в безвоздушную обезличенную среду, такой предмет больше не имеет функции. Груша, ваза, морская раковина на картинах Николаенко становятся «вещью в себе», собирательным образом всех объектов с тем же названием. В этом ключе, пространство работ Олега Николаенко проявляет связь с полотнами, созданными внутри традиции метафизической живописи. Начатая Джорджо де Кирико линия метафизической живописи, получила продолжение в творчестве Джорджо Моранди и далее у обширной группы художников первой волны ленинградского андеграунда.
Фон и предметы на картинах Николаенко заключены в жёсткие контуры. Строгость и лаконичность произведений также усиливается цветовыми решениями. Чаще всего художником используются сдержанные «разбавленные» цвета. В случае, когда в качестве фона выступает яркий активный цвет, цвета объектов нейтральны. В ранних работах Николаенко часто изымает категорию цвета полностью, акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений между пространством и формой. Так или иначе, во всех работах художника изображённые объекты не вступают в конфронтацию с фоном, а является частью среды в которую помещены.
В подходе к наименованию работ лежит тот же принцип, что и в их создании. «Сосуд и раковина», «Ваза и плоды», «Рыба» - здесь нет места изобильности или зауми. Вещь говорит сама за себя, утверждая неисчерпаемость формы и пространственно-формальных вариаций.
Потапов Ю.Г.
"Вахта. Месторождение усть-юган"
Достаточно масштабная для личных пространств картина “Вахта, месторождение Усть-Юган” отличается необычной компановкой – сильно смещенная вправо композиция. Благодаря этому приему создается ощущение, что вертолет вот-вот улетит, в работе появляется динамика, которая поддержана и диагональными линиями слева. Последние аккуратно вписаны в ландшафт и выглядят органичной его частью, что напоминает о течении жизни: все пройдет, все изменится, вахта начнется и закончится.
Основной объект на картине - это вертолет, доставивший вахтовиков и сами работники. Небо на картине покрыто низкими и контрастными облаками, что создает атмосферу напряженности и готовности к действию. Художник задествует широкий спектр оттенков. Самый светлый – на облаках, самый темный – фигура вахтовика. Он словно противопоставляет силу природы и человека, приехавшего ее покорять.
Картина “Вахта, месторождение Усть-Юган” передает дух времени, когда освоение новых месторождений нефти и газа стало ключевым фактором развития экономики России. Она также отражает значимость труда людей, работающих на этих месторождениях, и их вклад в развитие страны.