Бунеев В.В.
"Свято-Успенский монастырь в Старице. В день прибытия святых мощей Тихона Спиридонского"
Николаенко О.В.
"Предметы. Нож и лимон"
В галерее «Мансарда художников» представлено около 200 работ Олега Николаенко. Несмотря на жанровое разнообразие (портреты, натюрморты, пейзажи), работы Николаенко невозможно спутать с произведениями других авторов. Художественный язык этого автора отличается лаконичностью и почти аскетичной строгостью.
Каждая работа заключает в себе принципы изобразительной системы, которая формировалась художником не одно десятилетие. Привычное жанровое разделение картин на портрет, натюрморт, пейзаж в случае с работами Николаенко крайне условно. Работы подвергаются упорядочиванию при разделении не по жанру, а по категориям: звери, женщины, цветы, предметы.
В работах, где изображены неодушевлённые предметы, знакомый объект оказывается изъят из привычной среды бытования. Помещённый в безвоздушную обезличенную среду, такой предмет больше не имеет функции. Груша, ваза, морская раковина на картинах Николаенко становятся «вещью в себе», собирательным образом всех объектов с тем же названием. В этом ключе, пространство работ Олега Николаенко проявляет связь с полотнами, созданными внутри традиции метафизической живописи. Начатая Джорджо де Кирико линия метафизической живописи, получила продолжение в творчестве Джорджо Моранди и далее у обширной группы художников первой волны ленинградского андеграунда.
Фон и предметы на картинах Николаенко заключены в жёсткие контуры. Строгость и лаконичность произведений также усиливается цветовыми решениями. Чаще всего художником используются сдержанные «разбавленные» цвета. В случае, когда в качестве фона выступает яркий активный цвет, цвета объектов нейтральны. В ранних работах Николаенко часто изымает категорию цвета полностью, акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений между пространством и формой. Так или иначе, во всех работах художника изображённые объекты не вступают в конфронтацию с фоном, а является частью среды в которую помещены.
В подходе к наименованию работ лежит тот же принцип, что и в их создании. «Сосуд и раковина», «Ваза и плоды», «Рыба» - здесь нет места изобильности или зауми. Вещь говорит сама за себя, утверждая неисчерпаемость формы и пространственно-формальных вариаций.
Шаталова М.В.
"Розовый дворец"
"Работа
написана в начале осени 2020-го года, когда еще было по-летнему тепло и
солнечно. На картине изображен дворец Белосельских-Белозерских, которым я
всегда любуюсь. Особенно на фоне нежно-голубого неба его розовые стены и белоснежная
лепнина выглядят по-настоящему нарядно! Не устаю писать, фотографировать,
любоваться им. А еще кони Аничкова моста на его фоне - чудесно довершают
картину, словно какой-то европейской сказки.
Холст написан дома, по впечатлениям. Несколько утрированная цветовая гамма и
динамичный мазок созданы намеренно для передачи праздничного, ликующего,
солнечного ощущения летнего дня. Надеюсь, ощущение "несерого" Петербурга здесь явно
улавливается зрителем."
Шаталова М.