Евгений Печерский фото Анатолия Семенихина
В июле художница Евгения Печерская рассказала нам о своем отце, Евгении Печерском, чье творчество широко представленно в Мансарде. Евгений родился в городе Петропавловск на севере Казахстана, в 1980 году окончил художественно-графический факультет Омского Государственного Педагогического Института, вернулся в Петропавловск, а в 1996 году переехал в Калининград, где живет и работает по сей день. На его счету больше 200 выставочных проектов, преподавание, организация выездных пленэров для молодых художников. Кроме того, Евгений возглавлял отделения Союза Художников в Казахстане и Калининграде, а с 1992 по 1994 года руководил исследовательской группой, занимавшейся восстановлением войлочных ковров Северного Казахстана и дешифровкой традиционных орнаментов и символов. Сегодня ковры, которые создавал сам Печерский по мотивам исследования, находятся в коллекции Северо-Казахстанского историко-краеведческого музея.
Евгения так рассказывает о том, как создавались монументальные ковры и маленькие интерьерные коврики: «Катается войлок из овечьей шерсти, отец заказывал его на сапоговаляльной фабрике большими полотнами. Дальше делали эскиз ковра с орнаментом, вырезали детали и все это вместе прошивалось. Потом добавлялись декоративные элементы, например тесьма. Отец использовал этнические, в основном казахские национальные орнаменты. Например, есть тип орнамента, которые в народе называется «бараньи рожки». В свое время он хотел наладить в Петропавловске производство таких ковров».
Макс Эрнст работа "Лес" выполнена в техника фроттажа
Работы художника, которые вы можете увидеть в Мансарде, тоже отчасти напоминают казахские ковры. Они выполнены в технике многослойного фроттажа, которую в 1925 году изобрел франко-немецкий сюрреалист Макс Эрнст (c 15.06 по 18.08 в Государственном Эрмитаже проходит выставка "Макс Эрнст. Парижское годы"), завороженный узорами старинных половых досок. Чтобы запечатлеть явившиеся ему в этих узорах фигуры и сюжеты, Эрнст приложил к полу лист бумаги и протер на него фактуру доски с помощью мягкого карандаша.
Произведение Печерского выполнены по еще более сложной технологии, в которой он поочередно протирает, покрывает парафином, заливает краской, соскабливает и выпаривает утюгом разные участки картины. При всей лаконичности и кажущейся простоте мотивов, каждая работа создана весьма трудоемким способом.
Евгения и Евгений Печерские
Евгения Печерская отмечает, как сильно отец повлиял на ее собственное творчество и жизненный путь. Она окончила художественную школу и училище в Петропавловске, участвовала во многих совместных проектах с Евгением и преподавала в собственной изо-студии. Помимо этого, Евгения прошла обучение в иконописной мастерской при храме святых Петра и Павла в Казахстане и работала над иконами для строившегося в тот момент храма Вознесения Господня в Петропавловске. Сегодня Печерская живет в Ленинградской области и занимается главным образом туристическим бизнесом.
Графика Печерского притягательна и необычна, она поражает сложностью фактуры и богатством цвета. В его работы хочется тщательно всматриваться, разглядывать геометрические, порой элементарные формы, догадываться о том, сколько цветовых слоев нанес художник на лист. Авторская техника Печерского выразительна, а манера исполнения мастера – неповторима.
В произведениях Печерского органично переплетаются Восток и Запад, прослеживается влияние тюркского декоративно-прикладного искусства, ковров, орнаментов, знаков, умело используя элементы которых, автор создает абстрактные геометрические композиции, поражающие широким диапазоном стилистических и технических решений.
Мне близко и понятно настроение графических работ, это одновременно и провокация, поражающая глубиной размышлений, и легкость, гармонично сочетающаяся с простотой восприятия. В работах автора присутствует иллюзорный эффект, пространство в его листах становится подвижным, воздушным.
В творчестве Печерского мне нравится сочетание оригинальной философской и декоративной интерпретации окружающих нас событий и явлений, положительная энергетика его работ.
Искренне рада тому, что в галерее «Мансарда Художников» представлено достаточно много авторских работ отца. Особо любимые – серия работ на тему башен: «Башня из тростника» (есть в личной коллекции), «Башня Хагакурэ» (есть в личной коллекции), «Башня-Тотем», прекрасная монохромная графика «Посвящения Л.Н.Д. по рисункам А. Матисса» (обе работы есть в личной коллекции), «Небо сквозь кроны деревьев» (есть в личной коллекции), лаконичная работа «Цвет пустоты», листы на тему Пазоллини, прекрасные натюрморты.
Графика Печерского побуждает к размышлениям, развивает воображение, глядя на его полотна, хочется узнать подробнее, кем же была таинственная Л.Н.Д., посвящение которой отражено в работах, созданных по мотивам рисунков Матисса, или о том, что же «сокрыто в листве» (Хагакурэ)…. Замечательный художник, очень тонкий, всем желаю познакомиться с его творчеством!
А галерее «Мансарда Художников» выражаю огромную благодарность за интересные выставки, за огромное количество разных по смыслу и содержанию картин, за возможность открывать для себя новые горизонты в изобразительном искусстве и знакомиться с творчеством уникальных художников, за удобный, интуитивно понятный, грамотно разработанный сайт!