Аркадий Алексеевич Кузьмин родился в 1929 году во Ржеве, в крестьянской семье. В четырнадцать лет он пошел на войну, а шестнадцатилетие встретил в Берлине. Рисовал он всю жизнь, с самого детства, но после войны Аркадий Алексеевич несколько лет служил во флоте и только в 1950-х связал свою жизнь с издательским делом и иллюстрацией. К открытке Кузьмин пришел уже в зрелом возрасте. Сейчас его открытки советского периода хранятся в галереях и частных коллекциях, а новые работы он отпечатывает небольшим тиражом для заказчиков и ценителей. В мае мы попросили Аркадия Алексеевича представить свои работы и рассказать о традиции создания «открытых писем» в СССР и сегодня.
Это так: поздравительные открытки, нарисованные мной, узнаваемы. По графике. Всего их за полстолетия вышло около 400 штук. Открыточный парад в СССР связан с историческим гагаринским временем, с послевоенным возрождением нашего народа. Тогда люди охотно делили радость друг с другом и, письменно поздравляя с праздниками, рассылали свои автографы. Не ленились. Был спрос на красоту, и художники старались создать и опубликовать свои красочные миниатюры. А мы, ленинградские открыточники, в открытках еще рисовали виды города, прославляя его. Тиражи же их доходили до 1 миллиона, а конвертов – до 30 миллионов.
Мы, художники-графики, соревновались в творчестве друг с другом и сами с собой – чтобы не повторяться в композиции, цвете праздничного оригинала. Чувствовали ответственность и хотели профессионально представить на суд народа нечто полноценное, стоящее людского внимания. Осваивалась тут, по сути, целина. При издательстве «Художник РСФСР», где я в то время работал, регулярно собирался художественный совет по открыткам. И наше поколение, думаю, оправдало вызов времени: сделаю что-то путевое, нужное на благо отечества. Это неотъемлемая часть культурного наследия страны. Мои открытки экспонируются в «Музее истории Санкт-Петербурга», их коллекционируют любители графики. С любовью к вам, сподвижникам, сообщаю, что еще печатаю свои новые миниатюры по 100-200 экземпляры.
Малая изобразительная форма открытки требует тщания, в особенности рисунка, его композиционного построения, индивидуальной разработки, ее узнаваемости и отличительности среди сестер. До почти признания ее близкой самому себе по духу. Это дыхание искусства. Но нынче же очевиден регресс в открыткоиздании. В открытке, увы, уже нет ни лица, ни почерка мастера, ни личности. Да, есть несоответствие происходящих в мире вещей здравому смыслу. Мир спасет только истина и профессионализм. А тому нужно учиться каждый божий день до смерти. И каждый новый день – учиться наново.
Ваш А. Кузьмин