В сентябре коллекцию «Мансарды» изучила Луиз Морин - французский куратор, работающий в Москве. Обладая знанием европейской художественной сцены и пониманием уникальных черт русского искусства, Луиз последовательно выводит российских художников на международную сцену. Кроме того, Морин – исследователь культурных процессов и автор многих критических текстов. Из последних выставок:
Куратор групповой выставки «Пейзаж в переработке»(http://recycling_landscape.tilda.ws), на которой были показаны работы, основанные на принципах экологического мышления (Новая Третьяковская Галерея, 2017).
Со-куратор выставки «БОЮСЬ», где с разных позиций рассматривались формы, скрывающие страхи (Solyanka VPA, 2017).
Со-куратор выставки «ТЕКСТиль», посвященной исследованию взаимосвязей между тканью и текстом (Новое крыло Дома Гоголя, 2018).
Санкт-Петербургское актуальное искусство часто ассоциируется у меня с классической живописной традицией. В то же время, петербургской живописи свойственна «молчаливость». Ее можно найти у художников, чьим произведениям присущ мистицизм. Это впечатление в какой-то степени рождается из воспоминаний о голландской живописи и ее влиянии на живопись петербургскую. Рассматривая коллекцию «Мансарды Художников», я обращала внимание на произведения современных художников, которые, по моему мнению, способны ухватить загадочную атмосферу «петербургской картины».
Мистицизм в живописи можно найти на пересечении разных стилей. Например, ранние работы Дмитрия Булныгина, напоминающие «bad painting», намеренно небрежны – это экспрессивная живопись, где важен жест. В этих картинах повторение мотивов креста и птиц придает им тотемичность и создает беззвучное пространство.
Эти «молчаливые» картины, свойственные Петербургу – произведения Олега Николаенко, участника художественной группы «СНЕГ». В натюрмортах Николаенко предметы становятся свидетелями тайны. Они повторяются: стакан или ваза походят на Грааль. Охровые оттенки принимают участие в этом священном соединении предметов.
Пространство Петербурга с вездесущностью воды, каналов и рек, а вместе с ними и флота несет на себе след задумчивости и созерцательного одиночества. В картине Юры Потапова, другого члена группы «СНЕГ», молодые моряки, бегущие вдоль берега, вызывают в памяти эту отстраненность, созданную городским окружением. В цветах этой картины есть что-то ностальгическое, а композиция напоминает o традициях русского авангарда.