Этим летом в Петербурге только и разговоров, что о футболе. Город принимает Чемпионат мира-2018 и «Мансарда Художников» рада приветствовать всех любителей спорта на выставке, посвященной главному событию лета. Может показаться, что футбол и живопись далеки друг от друга, но любой знаток искусства может рассказать об их богатой совместной истории.
Игра с мячом появляется в изобразительном искусстве много веков назад. Пра-футболистов можно найти в древне-азиатской живописи и среди античной скульптуры.
Эль Лисицкий (1890—1941). Футболист. Коллаж, 1922
Атлетично сложенные юноши и увлеченные игрой дети появляются на картинах и в эпоху Возрождения, и во времена кокетливого рококо, а настоящего расцвета спортивная живопись достигает в XX веке. Находясь в эпицентре всевозможных революций, художник уже не может писать сады и дворцы. Изменившийся мир требует от искусства новых сюжетов и нового языка, и кубисты, лучисты и футуристы бросаются на поиски того, что поможет отразить эту подвижную и энергичную реальность. К футболу обращаются Малевич и Пикассо, Эль Лисицкий и Александр Родченко создают динамичные коллажи в самой актуальной для начала века технике фотомонтажа, а Александр Дейнека в своих воспоминаниях прямо говорит о том, что именно футбол помог ему найти собственный путь в искусстве: «Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Сегодня футбольная живопись потеряла раннесоветский пафос и стала более ироничной. Художники играют со зрителем, передавая пасы цитат и абсурдистских шуток. На выставке в «Мансарде Художников» вы можете познакомиться и с советской футбольной живописью и с актуальным прочтением этого сюжета. Торжественная архитектура советских стадионов, знакомая каждому игра на дворовом стадионе, забавная интерпретация спортивной терминологии – все это увлекает не меньше напряженного матча.